Доклад главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» И.А. Поздеева о деятельности администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» за 2013 год
Добрый день, уважаемые коллеги!
Позвольте представить вам отчет о результатах деятельности администрации МО ГО «Сыктывкар» в 2013 году.
БЮДЖЕТ
Как и в предыдущие годы, бюджет Сыктывкара в 2013 году оставался социально ориентированным. Расходы на финансирование социально-культурной сферы (образование, культура, физкультура и спорт, социальная политика) составили 74,3 % всех расходов бюджета или почти 4, 5 млрд. руб. Наибольшую долю социально-культурной сферы (89,4 %) занимают расходы отрасли образования.
Кроме того, значительную часть расходов (15% или около 0,9 млрд. руб.) составили инвестиции в объекты капитального строительства. По сравнению с 2012 годом они увеличились в 2,1 раза.
Всего в прошедшем году доходная часть бюджета составила 5, 7 млрд.руб.
Бюджет по расходам исполнен в сумме 6, 01 млрд. руб., что на 13,3% больше, чем в 2012 году. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в текущем году расходы бюджета достигли исторического максимума, превысив 7 млрд. руб.
При указанных параметрах бюджетная обеспеченность (уровень расходов местного бюджета на каждого жителя при численности населения 256,1 тыс. человек) в 2013 году составляла 26,2 тыс. руб. Следует отметить, что данный показатель из года в год растет и по отношению к 2010 году увеличился в 1,7 раза.
В целях повышения эффективности управления муниципальными финансами, в 2013 году администрацией осуществлялись мероприятия по реализации программы «Повышение эффективности бюджетных расходов на период до 2017 года», одним из основных направлений которой является применение программно-целевых принципов, позволяющих ориентировать бюджет на конкретный результат.
Тем самым, принципиальной особенностью бюджета на 2013 год и плановый период стало его формирование на основе программно-целевого подхода. Переход к программному бюджету способствует четкой увязке финансовых ресурсов и целей, которые должны быть достигнуты, обеспечению прозрачности и подотчетности деятельности органов местного самоуправления, контролю за результатами целевого использования средств.
ЭКОНОМИКА
С начала 2014 года, администрация Сыктывкара является одним из пилотных муниципалитетов республики, участвующих в реализации проекта «Внедрение унифицированной процедуры стратегического управления развитием муниципальных образований». Весь прошлый год профильным управлением администрации велась работа по актуализации Стратегии социально-экономического развития города до 2025 года. К этому процессу была привлечена общественность, депутатский корпус, ведущие эксперты. В результате 12 февраля этого года документ был утвержден советом города.
В настоящий момент в Сыктывкаре действуют семь муниципальных программ (они представлены на слайде). Каждая программа прошла процедуру общественных слушаний. Считаю, что такой подход к управлению муниципальными финансами является наиболее эффективным и позволяет четко связать бюджетное планирование с конкретными результатами деятельности каждого управления.
Всего же в течение 2013 года в столице реализовывались 35 инвестиционных проектов (в 2012 – м – 34), затрагивающие все без исключения сферы жизнеобеспечения города, вопросы модернизации и реконструкции инженерной инфраструктуры. Общий объем финансирования инвестпроектов в прошлом году составил около 900 млн. руб.
В 2013 году продолжилось наращивание объема поддержки малого и среднего бизнеса. В данном направлении реализовывался ряд программных мероприятий по оказанию предпринимателям финансовой, кадровой, информационной, консультационной, организационной и имущественной поддержки. Общий объем средств по программе составил 16,6 млн. руб. (информация на слайде).
Отмечу также, что в 2013 году продолжилась работа по взаимодействию с предприятиями муниципального значения. Напомню, что практика заключения соглашений о муниципально-частном партнерстве с крупнейшими предприятиями города была начата в 2011 году. Документ определяет основы сотрудничества в области реализации социальных, промышленных и финансовых программ, способствующих комплексному развитию Сыктывкара.
Если говорить о планах, то до конца 2014 года будет сформирован и актуализирован перечень площадок пригодных, для реализации инвестиционных проектов на территории города. Кроме того, в настоящее время разрабатывается инвестиционная карта Сыктывкара, отражающая всю информацию об инвестиционной инфраструктуре. Это предоставит пользователям удобный механизм поиска действующих и предполагаемых для реализации инвестиционных проектов.
В этом году продолжится работа по поддержке малого и среднего бизнеса. Финансовая помощь будет оказана 38 предпринимателям. В муниципальной программе «Развитие экономики» для этих целей запланировано 20 млн.руб. (в том числе 50% софинансирование из средств республиканского бюджета).
С 1 января 2014 года в Сыктывкаре создано новое муниципальное бюджетное учреждение «Городской центр предпринимательства и инноваций». Организация будет оказывать предпринимателям поддержку в открытии и ведении бизнеса. В штате учреждения работают специалисты, которые будут проводить бесплатные консультации для горожан решивших заняться собственным делом. В муниципальном задании Центра предпринимательства и инноваций на текущий год включено оказание не менее 1000 консультаций. В дальнейшем количество получателей поддержки центра будет расти.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
В сфере градостроительства наметились две очень важные тенденции: мы приступили к более масштабному решению самой острой городской проблемы - переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, а также положили начало комплексному освоению новых участков под строительство.
Уже в июне этого года начнется возведение первого дома по программе освоения застроенных территорий, исполнение которой позволит улучшить жилищные условия 1105 человек, проживающих в настоящий момент в ветхом и аварийном деревянном жилфонде. И это только первый этап. В ходе ее реализации существенно изменится и внешний вид центральной части Сыктывкара: на месте построенных еще в 1960–е годы деревянных бараков появятся современные многоквартирные дома с развитой инфраструктурой. Планируется, что в ближайшие годы будут снесены 38 обветшавших строения по Нагорному проезду, улицам Юхнина, Орджоникидзе, Карла-Маркса и Оплеснина, а также по Октябрьскому проспекту. Общая площадь застраиваемой территории составляет 5,48 гектаров. Отмечу, что этот проект реализуется по инициативе и личной поддержке главы Республики Коми Вячеслава Гайзера.
Помимо этого, в городе реализуется муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилфонда». Планируется, что в ближайшие три года благодаря участию в ней 1163 человека переедут в новое комфортабельное жилье.
Что касается жилищного строительства, то в 2013 году было введено в строй более 66,5 тыс. кв. м. жилья. К примеру, в 2012 это показатель составлял 56 тыс. кв. м. Для информации - это самое высокое значение, начиная с 2008 года, когда был зафиксирован спад отрасли, связанный с мировым финансовым кризисом.
Хочу особо подчеркнуть, что в последнее время началось комплексное освоение незастроенных территорий города. Как пример, здесь можно привести крупные проекты, реализация которых уже началась, либо начнется в самое ближайшее время. Речь идет о микрорайоне «Югыд Чой», «Грин Вилидж», Кочпон-Чит, а также два новых квартала по улице Ручейной, микрорайоны в Эжве, Давпоне, застройка территории от улицы Ветеранов до Доручастка. Это позволит существенно сократить практику так называемой «точечной застройки», когда многоквартирные жилые дома, торговые центры, кафе, магазины, строились, чуть – ли, не на каждом свободном клочке земли в городе. До сих пор администрация проводит большую работу по аннулированию ранее выданных разрешений на строительство, однако, не всегда удается оспорить их в суде. Только за последние два года, совместно с прокуратурой управление архитектуры и градостроительства инициировало более 60 судебных исков по отчуждению ранее выделенных земельных участков. В результате, удалось сократить строительство объектов, во дворах жилых домов, небольших пятачках, скверах и т.д. Большинство из них выделялись без учета мнения горожан, что, по-моему, просто недопустимо.
Впрочем, говорить, о том, что в центральной части города больше не будет вестись застройка тоже неверно. Город не может не обновляться. Ветхие здания будут сноситься, а на их месте появляться новые дома. Располагающиеся в центре столицы мини деревни с печным отоплением, будут уступать место новым микрорайонам. Это естественный процесс развития, который невозможно остановить.
В прошлом году была продолжена работа выделению земельных участков для льготных категорий граждан. Землю под индивидуальное строительство получила 161 семья. Администрацией, при непосредственном участии граждан проводится комплекс мер по первичному обустройству участков. Кроме того запланированы работы по подведению коммуникаций, обустройству дорог, уличного освещения и т.д.
В этом году мы намерены сохранить положительную динамику жилищного строительства. Планируется, что в 2014 году будет введено около 70 тыс. кв. м. жилья, а также выделено 200 земельных участков для льготных категорий граждан.
В прошлом году мы приступили к реализации крупного инвестиционного проекта – реконструкции Кировского парка. По наблюдениям специалистов береговая линия постепенно «оползает» в сторону реки. Подвижки грунта сказываются не только на состоянии самого склона, но и всего парка, о чем наглядно свидетельствуют разрушающиеся прогулочные дорожки, тротуары и лестницы. Работы по берегоукреплению и строительству противооползневых сооружений продолжатся в 2014-м. Затем, как планируется, будет построена бетонная мостовая, которая станет основой для создания современной набережной. Третий этап – благоустройство самого парка, начнется в 2015 году. В перспективе здесь появятся фонтаны, зоны для активного отдыха и прогулок, специализированные площадки.
Стоимость первого этапа реконструкции составляет порядка 440 млн.руб. Второй этап будет реализован за счет участия в федеральной целевой программе (более 110 млн. руб.), стоимость третьего, в настоящий момент просчитывается.
ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА
В прошлом году нами создан Комитета жилищной политики, а также муниципальное бюджетное учреждение «Городской жилищный центр». Благодаря этому нам удалось упорядочить работу по инвентаризации и учету муниципального жилищного фонда.
Также результатом работы этих учреждений стало и то, что начиная с 2012 года, в Сыктывкаре сложилась положительная динамика в части исполнения решений суда о предоставлении гражданам жилых помещений. Приведу лишь несколько цифр. Два года назад было исполнено 28 решений, в 2013- 45. По состоянию на сегодняшний день исполнено уже 40 судебных решений.
Помимо этого, в 2013 Комитетом жилищной политики администрации Сыктывкара было обеспечено жильем 39 граждан, относящихся к категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Кроме того, за счет средств субвенций, выделенных администрации в 2013 году на обеспечение жильем детей-сирот, приобретено 48 жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в 2014 году.
В 2013 году в рамках реализации ДЦП «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2013 годы» оформлено и выдано гражданам 13 свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретения либо строительство жилья.
ОБРАЗОВАНИЕ
До недавнего времени одной из самых острых социальных проблем города оставалась недоступность дошкольного образования. Решение этой проблемы является одним из важнейших приоритетов в работе администрации. Сегодня мы можем говорить о том, что дефицит мест в детских садах исчезнет в столице Коми в 2015 году. При этом, поставленную президентом России задачу до 2016 года обеспечить всех детей от 3 до 7 лет местами в дошкольных учреждениях мы выполнили еще в 2013 году, введя в строй несколько новых садиков, а также вернув в систему дошкольного образования ряд ранее перепрофилированных зданий. Всего же в 2013 году дополнительно было создано более 1000 мест в детских садах. Отмечу также, что, несмотря на рост рождаемости, наблюдаемый в Сыктывкаре с 2010 года, а также миграционные процессы, увеличивающие нагрузку на сеть детских дошкольных учреждений города, за три минувших года нам удалось снизить дефицит мест в детских садах в 3,2 раза (3300 до 1050 детей). Согласно последним данным на сегодняшний день количество детей, охваченных услугами дошкольного образования, составляет 91,5 процента (против 84 процентов – в 2011 году).
В этом году работа по сокращению дефицита мест в детских садах продолжится. Планируется создание 1160 дополнительных мест и ввод в строй пяти новых детсадов. В частности, три современных дошкольных учреждения на 220 мест с собственными бассейнами появятся в микрорайоне «Орбита» (один уже открыл свои двери для юных воспитанников в конце марта этого года). Два дошкольных учреждения (на 110 и 120 мест) возведут на улице Морозова. В настоящий момент в Лесозаводе ведется строительство игрового корпуса детского сада №4 на 120 мест. Планируется, что он заработает в 2015 году.
Отмечу также, в прошлом году была разработана проектно-сметная документация на строительство новой школы на 1200 мест в микрорайоне «Орбита». Деньги на ее строительство уже выделены из регионального бюджета, работы начнутся в 2014 году. Это будет новое современное здание, оснащенное по последнему слову техники. Введение в строй нового учебного учреждения позволит существенно снизить так называемый коэффициент сменности, переведя на более удобный режим учебы сыктывкарских школьников.
Говоря о комплексном развитии образования, нельзя забывать и о досуге детей и подростков во внеучебное время. Этими вопросами мы также намерены очень серьезно заниматься. В частности в 2014 году мы планируем создать на базе лесозаводской школы №33 Технический центр для юношей, в котором будут организованы курсы по подготовке водителей, а также кружки технической направленности. Одной из основных задач данного учреждения станет отвлечение детей от негативного влияния улицы.
СПОРТ
В прошлом году в ходе изменения структуры администрации Сыктывкара, управление физкультуры и спорта было выделено в самостоятельный функциональный орган. Это решение, как я уже говорил ранее, было продиктовано необходимостью усилить спортивный блок, сделав более эффективной работу по комплексному развитию отрасли и пропаганде здорового образа жизни среди горожан. Несмотря на то, что управление существует всего год, мы уже можем говорить об определенных результатах. В городе постоянно растет количество людей, занимающихся физкультурой (с 61348 – в 2012- м до 64807 – в 2013-м), возрос интерес к массовым спортивным мероприятиям, детским секциям, проводимым соревнованиям и турнирам.
Я думаю, каждый из нас понимает, что главная наша задача развитие массового спорта и его популяризация. Поэтому основные силы управления направлены на создание доступной спортивной инфраструктуры, а также пропаганду спорта и здорового образа жизни.
В частности в Сыктывкаре реализуется программа развития дворового спорта. Только в прошлом году было отремонтировано более 50 школьных и дворовых спортивных площадок. Но сделать нужно в разы больше. Мы провели инвентаризацию всех спортивных площадок в городе. Согласно исследованию выяснилось, что ремонтировать необходимо порядка 160 объектов.
В летнее время на разных площадках по всему городу проводятся бесплатные занятия по футболу, баскетболу, волейболу, уличной гимнастике и другим видам спорта. Этой зимой в городе функционировали семь бесплатных катков, пользовавшихся большой популярностью у сыктывкарцев.
Что касается крупных спортивных объектов, то стоит упомянуть о начале строительства современного ледового катка в Эжве, введение в строй первой очереди спортивного комплекса единоборств по улице Савина, строительстве нового плавательного бассейна в Орбите. Построена также освещенная лыжная трасса в поселке Максаковка.
Продолжает пополняться материально-техническая база спортивных учреждений. В прошлом году были приобретены: снегоход «РАТРАК», используемый для подготовки лыжных трасс, система автоматического хронометража в плавательный бассейн, лыжный подъемник, автобус для городских ДЮСШ и т.д.
В этом году продолжится работа по указанным выше направлениям. Мы будем и далее пополнять материально-техническую базу детских спортивных школ, построим освещенную лыжную трассу в поселке Краснозатонский.
КУЛЬТУРА
В 2013 году администрация Сыктывкара впервые объявила грантовый конкурс, который предоставил уникальную возможность коллективам и солистам города принять участие в фестивалях и конкурсах не только в Республике Коми, но и за ее пределами. На эти цели из муниципального бюджета был выделен 1 млн. рублей.
Всего в адрес администрации поступило 17 заявок, которые были рассмотрены на комиссиях по предоставлению грантов. 12 из них получили одобрение. В результате в российских и международных фестивалях и конкурсах приняли участие 182 человека.
Большинство получателей грантов были награждены наградами разного статуса, что, несомненно, повысило престиж столицы республики.
Также появилась возможность участия в фестивалях коллективов с большим количеством человек, таких как детский балетный театр «Аленький цветочек», городской академический хор.
В этом году администрация также будет поддерживатьперспективные коллективы - на эти цели выделено 2 млн. руб.
Отмечу, что в прошлом году продолжилась работа по укреплению материально – технической базы учреждений. Было приобретено специализированное оборудование, а также проведены ремонты учреждений на 11,7 млн. руб. (подробная информация представлена на слайде)
Всего же в 2013 году в Сыктывкаре прошло 4138 культурных мероприятий различной направленности (подробная информация представлена на слайде).
РАБОТА С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
За последние несколько лет администрация Сыктывкара качественно усилила работу с общественностью. В частности был создан общественный совет столицы, заработала система грантовой поддержки социально ориентированных НКО, выработана эффективная практика поддержки общественных инициатив. Остановлюсь отдельно на каждом направлении.
Общественный совет столицы был создан в июне 2013 года. Основной задачей данного института, является консолидация усилий общественных организаций, для обеспечения эффективного и конструктивного диалога с органами местного самоуправления, выработке и реализации механизмов и форм гражданского участия в процессе формирования и осуществления социально-экономической политики.
В минувшем году в Сыктывкаре впервые прошел конкурс на предоставление грантов, направленных на поддержку общественных организаций, реализующих социально значимые проекты.
В конкурсе приняли участие 33 организации. По решению комиссии 19 социально значимых проектов были реализованы. Максимальный размер единовременной субсидии в виде муниципального гранта на один проект составляет 150 тыс. руб.
Деньги были направлены на решение вопросов местного значения (благоустройство, патриотическое воспитание молодежи, развитие физической культуры и спорта, проведение мероприятий по работе с молодежью, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям).
Начиная с августа прошлого года, в Сыктывкаре реализуется масштабный проект «Городские легенды». Основная его цель— создание в Сыктывкаре 11 новых объектов городской среды на основепредложений горожан.
Жители столицы Коми могли принять непосредственное участие в процессе обустройства города, предложив идеи благоустройства для 11 территорий. Существовало лишь одно ограничение - идеи должны были быть связаны с Сыктывкаром, возможно, отсылать к его истории, быть основанными на мифах, городских легендах, да и просто курьезных случаях из жизни горожан.
В настоящий момент прошло два этапа проекта: сбор предложений и голосование за лучшие идеи. Планируется, что за лето они будут реализованы и в городе появятся 11 новых благоустроенных мест для отдыха горожан. Проект показал, что сыктывкарцы готовы участвовать в процессе обустройства городской среды. Жители столицы Коми имеют огромное количество замечательных идей, которые, мы, безусловно, будем использовать в работе.
Подчеркну, что работу с общественными инициативами мы будем продолжать и впредь.
РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В 2013 году администрацией Сыктывкара предоставлялось 57 муниципальных услуг. При этом через службу «одного окна» можно было получить 46 услуг (37 – в 2012-м). Для удобства граждан в администрации организованна работа службы «одного окна». В настоящий момент ежедневно работают 6 окон для приема и выдачи документов. Запись на прием ведется по электронной очереди, в зоне ожидания работают консультанты по вопросам предоставления мунуслуг.
Всего в 2013 году в службу одного окна обратились более 20 тыс. заявителей, в среднем за месяц количество обратившихся достигает порядка 1300 человек.
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Блок «Городское хозяйство» я сознательно вынес в последнюю часть своего отчета. Готовясь к сегодняшнему выступлению, я решил по минимуму использовать доклад профильного управления, изобилующий разнообразными цифрами. По-моему, он не совсем отражает сегодняшних реалий. Справедливости ради стоит сказать, что делается немало, но сегодня я бы хотел сделать акцент на проблемах, которых, к сожалению, достаточно много.
Все это время мы поддерживали программу ремонта дворов и тротуаров: за последние два года было отремонтировано 125, 5 тыс.кв. м., или Между тем, это лишь капля в море. В городе остается огромное количество дворовых территорий, находящихся в крайне плохом состоянии. Я полагаю, каждый понимает, что отремонтировать все дворовые территории, большинство из которых не видели дорожную технику два, а то три десятка лет – невозможно. Однако двигаться в этом направлении мы обязаны. Программа ремонта дворовых территорий будет продолжена. Сразу оговорюсь, что по вполне объективным причинам, в этом году она будет минимизирована, что связанно с необходимостью увеличения финансирования работ по приведению в нормативное состояние дорог общего пользования, которые за прошедшую зиму пришли в, прямо скажем, удручающее состояние. В этом году, благодаря помощи республики, мы изыщем на дороги более 300 млн. руб. При этом ремонт будет проводиться по более качественной технологии с использованием щебеночно-мастичного асфальтобетона. По мнению специалистов, применение такой технологии, позволит существенно увеличить срок службы дорог общего пользования.
Больной темой для нас остается работа управляющих компаний. Несмотря на то, что с 2012 года в администрации заработала новая структура – так называемый «муниципальный контроль», сотрудники которого в ежедневном порядке выезжают с инспекциями по жалобам горожан, кардинально изменить ситуацию в этой сфере пока не удается. Количество жалоб от граждан не снижается, проблемы остаются.
Два года назад мы ввели практику пересчета платежей за жилищно-коммунальные услуги для управляющих компаний, относящихся к своим прямым обязанностям спустя рукава. Она показала свою эффективность и, полагаю, ее необходимо расширять. Сегодня у муниципалитета есть определенные полномочия по контролю за деятельностью управляющих компаний, которые необходимо использовать в полной мере. Понимаю, что это достаточно сложная работа, но выполнять ее мы обязаны. Иначе все наши усилия, направленные на очистку города, так и будут нивелироваться бездеятельностью управляющих компаний.
Только лишь чиновники понимают алгоритм закрепления территорий за предприятиями и организациями города - простым горожанам абсолютно все – равно, кто отвечает за тот или иной участок. Поэтому считаю необходимым усилить меру ответственности за состояние придомовых территорий. Система штрафов должна быть ужесточена и применяться не от случая к случаю, а постоянно. Только так мы сможем вразумить управляющие компанию, считающие, что снег необязательно убирать – сам растает, а мусор – унесет ветром. Прошу присутствующих здесь ответственных сотрудников администрации расценивать это как поручение. Жду от вас конкретных предложений.
Работа общественного транспорта также вызывает массу нареканий. В прошлом году было проведено сплошное исследование пассажиропотока в Сыктывкаре, в результате которого была разработана новая схема движения городских автобусов. Фактически эта работа должна была привести к повышению качества работы транспортников, но анализ поступающих в администрацию жалоб, а также мнение людей, приходящих ко мне на личный прием, свидетельствует об обратном. Даже после расторжения договора с обслуживавшей городские маршруты компанией «Сыктывкаргортранс» и заключением контракта с другими перевозчиками – ситуация не поменялась. Автобусы по-прежнему не придерживаются расписания, в салоне грязь, о хамстве кондукторов и водителей я и вовсе умолчу.
Считаю, что подобное недопустимо и поручаю управлению ЖКХ обратить особое внимание на эту сферу. Необходимо более тщательно прописывать меру ответственности перевозчиков в муниципальных контрактах, ставить условия по обновлению автопарка, наладить эффективный механизм контроля за деятельности транспортных предприятий. Еще один важный момент – взаимодействие с общественностью. Практически каждую неделю представители «Главконтроля» совместно с журналистами выезжают в рейды по сыктывкарским маршрутам. Итоги инспекции публикуются в интернете. Информации для составления претензии, а, следовательно, наложения штрафа там предостаточно. Используйте этот механизм. Только наказывая рублем можно заставить наших перевозчиков пересмотреть свое отношение к работе. Ответственных сотрудников прошу рассматривать это как руководство к действию.
***
Завершая свой доклад, я бы хотел особо подчеркнуть роль депутатского корпуса столицы в решении важнейших задач, стоящих перед муниципалитетом. На протяжении последних лет, мы эффективно работали вместе с вами, всегда находя компромисс, даже по самым спорным, вопросам. Такая конструктивная, слаженная работа, безусловно, дает свои результаты, которые мы получаем в виде дополнительных региональных и федеральных инвестиций в сферу образования, здравоохранения, дорожного строительства и т.д.
Благодарю за внимание и надеюсь на дальнейшую поддержку и понимание!
Если у вас есть инициатива в части жизнедеятельности города, мы с радостью поддержим интересные начинания жителей Сыктывкара, а также ответим на интересующие вопросы
Состав городского Совета избирается один раз в пять лет